Оглавление

  1. Описание маркетплейса
  2. Виды документов
  3. Сертификат соответствия
  4. Декларация соответствия
  5. Отказное письмо
  6. Маркировка
  7. Регистрация товарного знака
  8. Выводы

Розничная торговля остается одним из самых востребованных направлений бизнеса. Популярным форматом ее ведения стали сегодня маркетплейсы. Полноценное использование преимущества торговой площадки, функционирующей в режиме онлайн, предполагает четкое выполнение требований законодательства в части оформления необходимых разрешительных документов. Прежде всего – на реализуемые товары.

Актуальность темы заслуживает более внимательного рассмотрения вопроса о том, что такое сертификация продукции для маркетплейса. Подробный ответ на него дается в статье.

Определение маркетплейса

Маркетплейсом называют торговую онлайн-площадку, которая выступает посредником между покупателями и продавцами. В качестве наглядного примера можно привести такие широко известные платформы как OZON, Wildberries или AliExpress.

Маркетплейсы организуют и проводят сделки купли-продажи на собственных ресурсах – или на сайте, или в приложении. Заработок торговой площадки формируется несколькими способами – комиссия с оборота, платное размещение товара в каталоге, оплата за заявку на приобретение товара или комбинация перечисленных способов.

garant-blog-image3.png
В качестве наглядного примера можно привести такие широко
 известные платформы как OZON, Wildberries или AliExpress. 

Виды документов

Заключение договора с маркетплейсом предполагает выполнение требований, выдвигаемых законодательством и самой торговой площадкой. Именно поэтому крайне важно серьезно подходить к выбору платформы и предлагаемым ею условиям сотрудничества.

Первым и главным условием начала продаж на маркетплейсе становится подтверждение соответствия товара или услуги заявленным параметрам, а также его/ее безопасности. Практическая реализация этого требования зависит от типа реализуемой продукции и регламентируется сразу тремя нормативными актами:

  1. Комплексом технических регламентов ЕАЭС (ТР ТС).
  2. ПП РФ №982 (датируется 01.12.2009), а с 1 сентября текущего года – заменяющего его ПП №2425 (датируется 23.12.2021).
  3. Решением Комиссии ТС №299 (датируется 28.05.2010).

Если товар/услуга подпадают под действие перечисленных документов, требуется обязательное декларирование или сертификация продукции. Возможна регистрация товарного знака, которая является добровольной. Результатом становится необходимость оформления одного из трех документов, подтверждающих безопасность реализуемого продукта. Поэтому имеет смысл рассмотреть каждый из них по отдельности.

Сертификат соответствия

Требование об обязательной сертификации распространяется на широкий перечень товаров, который включает:

  • Одежду, кожгалантерею и обувь;
  • домашний текстиль, постельное белье и другие принадлежности;
  • детские игрушки;
  • домашнюю и офисную мебель;
  • средства для персональной защиты;
  • оборудование и различные инженерные системы пожаротушения;
  • конструкции, изделия и комплектующие для детских площадок;
  • разнообразная техника – бытовая и компьютерная;
  • многое другое.

Одним из ключевых факторов, влияющих на необходимость прохождения обязательной процедуры сертификации, выступают исходные материалы для изготовления товара. С юридической точки зрения вопрос считается крайне сложным, а потому его грамотное решение предполагает обращение к специалистам.

Сертификат соответствия оформляется в рамках Технических регламентов, действующих в странах-участницах Таможенного союза, в число которых входит и Россия. Выдачей документа занимаются аккредитованные органы по сертификации.

garant-blog-image4.png
Сертификат соответствия оформляется в рамках Технических регламентов, действующих в странах-участницах Таможенного союза, в число которых входит и Россия. Выдачей документа занимаются аккредитованные органы по сертификации.

Декларация соответствия

Документ оформляется для того, чтобы подтвердить безопасность продукции для потенциальных клиентов. В отличие от сертификации, ответственность за предоставленные в контролирующие органы сведения, несет заявитель. Получение декларации для маркетплейса предусматривает предоставление документов:

- Контракт/ договор уполномоченного лица;

- заявка;

- учредительные документы.

Необходимость декларирования товара также определяется нормативно-правовой базой ТР ТС. Декларация регистрируется заявителем самостоятельно с помощью Электронной подписи.

Оформите заявку на консультацию

Укажите ваше имя

Укажите ваш телефон

Какой у вас вопрос?

Я согласен на обработку персональных данных

Отказное письмо

Отказное письмо для маркетплейса оформляется в том случае, если товар не подпадает под требование обязательного декларирования или сертификации. Документ получают производители или импортеры продукции. Он необходим для следующих категорий товаров:

  • канцелярские;
  • бижутерия;
  • садовый инструмент и инвентарь;
  • спортивный инвентарь и т.д.

Как и остальные разрешительные документы, отказное письмо выдается аккредитованным центром сертификации. Самостоятельно оформить его не получится.

garant-blog-image5.png
Как и остальные разрешительные документы, отказное письмо выдается аккредитованным центром сертификации. Самостоятельно оформить его не получится.

Маркировка

Не стоит забывать о еще одном требовании, которое постепенно расширяется на все более длинный перечень товаров. Речь идет об обязательной маркировке продукции, производимой или ввозимой в Россию. Она осуществляется в рамках выполнения положений №381-ФЗ (датируется 28.12.2009).

В период до 2024 года включительно требование распространится на большую часть потребительских товаров. Например, с середины 2020 года подлежат маркировке:

  • табачная продукция в полном объеме;
  • лекарственные препараты;
  • обувь.

С октября и ноября того же года аналогичные правила торговли действуют в отношении парфюмерии и шин, соответственно. С июня 2021 года в обязательном порядке маркируется молочная продукция, а с марта текущего – упакованная вода и велосипеды.

Список будет пополняться и далее. Процедура маркировки предусматривает регистрацию продавца – производителя или импортера – в системе «Честный знак», что предусматривает наличие электронной подписи в формате УКЭП.

garant-blog-image2.png
Процедура маркировки предусматривает регистрацию продавца – производителя или импортера – в системе «Честный знак», что предусматривает наличие электронной подписи в формате УКЭП.

Регистрация товарного знака

Добровольный способ идентификации и одновременно защиты реализуемой на маркетплейсе продукции. Распространяется как на собственные, так и на сторонние товары. В первом случае потребуется зарегистрировать бренд, во втором – заключить лицензионный или дистрибьюторский договор с правообладателем.

Вывод

Действующее в России законодательство в области сертификации и декларирования товаров сложно назвать простым и понятным. Дополнительно осложняет ситуацию постоянное внесение корректировок. Не стоит сомневаться, что в ближайшее время будут произведены очередные изменения, например, в части расширения перечня товаров, обязательных для маркировки.

Поэтому самый простой, доступный и выгодный способ грамотно пройти сертификацию для маркетплейса - обратиться к Центру сертификации «Гарант». Наши профессионалы решат Ваш вопрос качественно и оперативно.



Аватар автора

Романов Иван

Эксперт в области сертификации

Автор статьи