Бренд – это обозначение или комплекс обозначений, с которым ассоциируется определенный хозяйствующий субъект, товар или услуга. С юридической точки зрения такое понятие в российском правовом поле отсутствует. Хотя активно используется в повседневном обиходе как представителями бизнеса, так и рядовыми потребителями.
Наиболее близкими к понятию бренд юридическими терминами, присутствующими в отечественных законодательных документах, выступают:
Каждый из перечисленных терминов с определенной долей условности может восприниматься как бренд. Но полной идентичности с понятием все-таки не происходит. Единственным нормативным документом, где определение термина приводится развернуто, выступает Приказ №612, изданный Минэкономразвития и датированный 29.09.2016.
В документе под брендом понимается комплекс сведений о товаре, услуге или производителе, включая наименование, знак, набор атрибутов, символ и другую информацию, которая может использоваться для идентификации услуги или товара.
Исходя из приведенного определения, под регистрацией бренда правильнее всего понимать регистрацию товарного знака, так как он обычно представляет собой комбинацию из логотипа и названия предприятия-производителя.
Альтернативный вариант действий – зарегистрировать географическое указание на место происхождения товара или промышленный образец. Фирменное наименование или коммерческое обозначение процедуре регистрации не подлежат, а потому далее не рассматриваются.
Главной целью регистрации бренда в любом из описанных выше форматах выступает защита собственного бизнеса от действий конкурентов. В том числе – недобросовестных. Официально зарегистрированный торговый знак исключает возможность его использования другими участниками рынка, а любые подобные действия, включая подделку товара, оборачиваются серьезными штрафными санкциями.
К числу не менее важных задач, решаемых посредством регистрации бренда, относятся такие:
Настолько внушительный и длинный перечень достоинств делает процедуру регистрации бренда крайне актуальной. Главное при этом – четко понимать, что именно необходимо получить на выходе и какие обозначения товара/бизнеса подлежат регистрации.
Как было отмечено выше, под брендом обычно понимается один из трех объектов интеллектуальной собственности:
Наиболее часто принимается решение зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания. Он представляет собой обозначение производителя (ИП или ООО) или товара/услуги, выраженное в самых разных форматах – от словесного или звукового до визуального или даже голографического.
Запрещено регистрировать в качестве товарного знака государственные флаги, названия и обозначения международных организаций, а также символику, вводящую потребителя в заблуждение или схожую с уже зарегистрированной.
Под промышленным образцом понимается дизайн, внешний вид и эргономические характеристики изделия. Под названием места происхождения товара – указание на конкретное географическое наименование.
Регистрация бренда предусматривает ведение коммерческой деятельности. Поэтому мероприятие проводится исключительно юридическими лицами или ИП. Единственным исключением становится регистрация товарного знака в формате имени собственного. Но даже в этом случае инициатива должна исходить от хозяйствующего субъекта в статусе ИП или ООО.
Чаще всего под регистрацией бренда понимается регистрация товарного знака. Процедура предусматривает последовательную реализацию нескольких этапов:
Разработка бренда в одном из указанных выше форматов.
Проверка на плагиат, задачей которой становится подтверждение отсутствия среди зарегистрированных или находящихся в процессе регистрации объектов интеллектуальной собственности, схожих с разработанным.
Подготовка заявления на регистрацию бренда. Необходимые инструкции по заполнению и бланк документа доступны для изучения и скачивания с официального сайта контролирующего ведомства – Роспатента.
Формирование комплекта сопутствующих документов. В его состав входит обозначение бренда, его подробное описание, перечень услуг/товаров, в отношении которых он будет действовать.
Оплата государственной пошлины. Зависит от выбранного вида бренда. Например, за регистрацию товарного придется заплатить не менее 31 тыс. руб. (в зависимости от количества классов товаров по МКТУ).
Подача комплекта документов в Роспатент. Производится одним из четырех способов:
Подача документов на регистрацию в электронном формате (3 и 4 способы) позволяет сэкономить 30% от суммы государственной пошлины. Срок регистрационной процедуры не может превышать 18 с половиной месяцев. Возможно ускорение, но за дополнительные деньги.
Ведением реестров объектов интеллектуальной собственности – как зарегистрированных, так и находящихся в процессе регистрации – занимается подведомственный Роспатенту ФИПС. На официальном сайте размещены открытые реестры товарных знаков, промышленных образцов и мест происхождения товара. Любой пользователь имеет право изучить включенную в них информацию и произвести поиск нужного бренда.
Приведенная выше информация наглядно показывает сложность и неоднозначность отечественного регулирования процедуры регистрации бренда. Именно поэтому попытки реализовать мероприятие собственными силами часто оборачиваются возвратом документов. Причем любое исправление предполагает дополнительные расходы. Результатом становится напрасно потраченное время и денежные средства.