Использование на упаковке продукции штрихкодов уже давно стало для всех привычным. Сейчас подавляющее большинство программ учета и контроля за товаром построены на их использовании. А что они дают предприятию на практике?
Штрихкоды: назначение, особенности, виды
Штрихкод представляет собой набор вертикальных штрихов, разделенных пробелами переменной величины. Кодирование выполняется в результате изменения местоположения и ширины штрихов и пробелов.
Для считывания закодированной информации используются светодиодные или лазерные сканеры штрихкода. Они фиксируют дискретность и количество отраженного от штрихкода света и полученную информацию преобразовывают в буквенно-цифровые символы. Затем полученный набор символов программа учета сравнивает с имеющейся базой данных кодов и выясняет, какой информации он соответствует.
Считывание штрихкода сканером
В штрихкоде могут быть закодированы данные о цене на продукцию, ее весе, сроке годности, номере партии, назначении, изготовителе и прочем. Для этого используется несколько языков, которые называются «символиками». Они отличаются друг от друга различными комбинациями ширины штрихов и пробелов. Сейчас используется несколько видов символик: EAN, UPC, GS1-128, ITF, Codobar, код 39 и другие.
Наибольшее распространение в нашей стране получила система штрихового кодирования EAN (European Article Numbering). Такие коды представляют собой набор цифр от 0 до 9. Полное кодовое обозначение состоит из 13 цифр и идентифицируется как EAN-13. Иногда встречается сокращенный вариант кодирования из 8 цифр (EAN-8), но он используется реже и только для маркировки товаров небольших размеров.
Коды EAN могут быть международными, национальными и локальными. Международные с одинаковой легкостью расшифровываются в разных странах. Национальные коды используются в пределах одной страны, но на практике они часто доступны для считывания и в других странах. Локальные коды применяются внутри конкретного предприятия.
В системе кодирования EAN-13 любая продукция идентифицируется с помощью уникального и незначимого номера. Его уникальность позволяет на любом этапе реализации продукции всем участникам процесса быстро и правильно понимать друг друга, ссылаясь на один и тот же идентификационный номер. Незначимость кода обозначает, что в сам цифровой набор не включается информация о товаре. Она есть в базе данных, а код – ключ доступа к ней.
В итоге единственное назначение штрихкодов – обеспечение уникальной связи с информацией, которая может быть быстро и точно извлечена из базы данных.
Виды штрихкодов
Преимущества использования штрихкодов
Разработка и последующее применение штрихкодов приводит к двум важнейшим для любого бизнеса положительным последствиям:
- Уменьшение или полное исключение ошибок при сборе или вводе информации о товаре. Есть такая статистика: человек в среднем совершает 1 ошибку на каждые 300 введенных на компьютере вручную знаков. Это значит, что в результате такого ввода данных может, например, неожиданно вырасти цена товара. В результате появятся недовольные покупатели, понадобится разбираться в ситуации и исправлять ошибки.
Они могут стать серьезной проблемой, но иногда способны приводить к трагическим последствиям. Например, если ошибки допускаются в банке данных крови. Использование штрихкодов позволяет нивелировать настолько негативные последствия. Для большей убедительности приведем такие цифры: сканеры штрихкодов во время работы могут допустить не более 1 ошибки на 36 триллионов операций. Это несоизмеримо с ручным вводом данных. - Существенная экономия времени. Приведем простой пример. На склад или в магазин поступило 10 коробок товара. Их коды и серийные номера нужно ввести в базу данных. Если делать это вручную, понадобится около 2 минут. Сканер штрихкода справится с этой задачей за 20 секунд. Разница во времени станет еще большей, если требуется, например, провести инвентаризацию на складе.
Штрихкоды дают возможность отслеживать количество товара в режиме реального времени. В результате проще планировать своевременное пополнение их запасов. Кроме того, штрихкоды позволяют получить статистические данные. Например, зависимость объема продаж конкретного товара от времени года, дня недели, погоды или прочих факторов.
Ввод данных с использованием штрихкода и сканера исключает ошибки
Исходя из указанных выше последствий, мы можем назвать следующие преимущества использования штрихкодов:
- Для получения информации о товаре из базы данных используется сканер штрихкода. В результате исключается вероятность ошибок, а значит, и невольного обмана покупателей.
- Ведется постоянный учет товара. Компания-продавец всегда имеет точную информацию о количестве товара на складе или в торговых залах и может своевременно пополнять их запас.
- Благодаря автоматизации штрихкоды позволяют ускорить все процессы: от приемки товара до его реализации конечному покупателю с использованием кассового аппарата.
- Штрихкоды сокращают время обслуживания покупателей, а значит, их поток (а вместе с ним и прибыль) можно увеличить.
Сфера применения штрихкодов
Штрихкоды уже давно доказали свою полезность при использовании в пунктах продаж или для проведения инвентаризации на складах. Помимо этого, они с успехом используются в следующих областях:
- внесение медицинской информации в базу данных;
- идентификация товара при его сортировке, получении, отправке или доставке по номеру партии, серийному номеру или информации о доставке;
- идентификация и регистрация времени прихода и ухода с работы сотрудников компании.
Центр сертификации «Гарант» является официальным регистратором в системе автоматической идентификации DiSAI (Diversificated System of Automatic Identification). Наши специалисты оперативно подготовят необходимые документы для получения штрихкода на новую продукцию и зарегистрируют его.