Оглавление
- Что такое штрихкод, для чего нужны штрихкоды?
- Какие виды шрихкодов бывают?
- Какие сведения содержит штрихкод?
- Как определить страну производителя по штрих коду?
Основное предназначение штрихкода – идентификация объекта по различным параметрам. Сегодня такой способ донесения информации до заинтересованных сторон используется в следующих видах деятельности:
- торговля – автоматизация продаж и информирование покупателей;
- склады – упрощение процессов учета и логистики;
- охрана – контроль над перемещениями людей и транспорта по территории;
- почта – отслеживание маршрута писем, посылок и других отправлений;
- библиотеки и архивы – учет движения книг и документации.

Какие виды шрихкодов бывают?
Различают два основных вида штрихкода – линейный и двумерный. Каждый заслуживает отдельного и более детального описания.
Линейный штрихкод
Линейный (другие названия – одномерный, 1D-) штриховой код является рисунком, который формируется из черных и белых полос разной ширины и длины. Информация, которая содержится в них, дублируется цифрами, расположенными непосредственно под линиями.
Линейный штрихкод использует двоичную систему кодирования, традиционную для компьютерных программ. Его характерными особенностями выступают:
- распознавание практически любыми видами сканеров;
- активное применение для автоматизации учета и торговли товарами;
- сравнительно большая площадь, занимаемая на упаковке или этикетке;
- частые проблемы со считыванием информации при повреждении изображения.

Самой популярной разновидностью линейного штрихкода заслуженно считается EAN, который представляет собой широко распространенный стандарт штрихкода, действующий в Европе. Он бывает нескольких типов, которые различаются количеством цифр, расположенных под полосками. Наиболее часто применяются EAN 8 (для компактных упаковок), EAN 13 (для большинства обычных товаров) или EAN 14 (для опта и складского учета), хотя существуют и другие модификации кода. Отдельного упоминания заслуживает стандарт ISBN, который используется в библиотечном и архивном деле.
Двумерный штрихкод
Двухмерный (другое название – 2D-) штрихкод представляет собой графическое изображение, выполненное в форме квадрата или прямоугольника. Его считывание происходит в двух плоскостях, что позволяет или разместить больше информации, или сделать код более компактным.
К числу наиболее значимых особенностей 2D-штрихкода относятся такие:
- содержит комбинацию модулей и фигур различной конфигурации;
- требует для считывания специального двухмерного сканера;
- обеспечивает беспроблемное распознавание даже в случае серьезного повреждения части изображения.

Выделяют две самые популярные разновидности двухмерного штрихкода. Первая – это QR-код, который применяется сегодня все чаще. Причем в самых разных сферах деятельности, включая торговлю, маркетинг, туризм, рекламу, интернет-магазины и многое другое. Обязательным элементом любого QR-кода выступают 3 расположенных по углам квадрата. Они используются для быстрого установления области размещения рисунка и оперативного исправления возможных искажений.
Вторая востребованная разновидность 2D-кода – Data Matrix. Она представляет собой набор различных модулей/фигур, имеющих контрастные цвета (обычно – традиционные черный и белый). Две стороны изображения ограничиваются сплошными линиями. С их помощью сканер определяет правильную ориентацию кода, а также восстанавливает поврежденные фрагменты при необходимости.
Data Matrix активно задействуется в России в рамках программ по обязательной маркировке товаров. Компактные размеры, составляющие 0,5 на 0,5 см, позволяет использовать код для печати на небольших упаковках, включая лекарства, сигареты и т.д.
Какие сведения содержит штрихкод?
Правила расшифровки зависят от вида штрихкода, который используется для размещения информации. Если речь идет о самом распространенном варианте, то есть EAN 13 (или EAN 8), применяются следующие принципы:
- 1-3 начальных цифры обозначают страну изготовления;
- 4-5 следующих – компанию-производителя;
- 3-5 дальнейших – характеристики продукции;
- следующая представляет собой так называемую контрольную цифру, которая используется для определения легальности товара;
- последним размещается знак «>», показывающий окончание кода.

В общем случае с помощью штрихкода размещаются такие сведения о продукции или ином объекте:
- наименование;
- страна изготовления;
- поставщик/импортер или изготовитель;
- артикул;
- основные технические характеристики (масса, размеры, цвет, материал изготовления и т.д.);
- дата производства;
- срок годности и другие, перечень которых зависит от специфики и функционального назначения продукции.
Практическое применение штрихкода для размещения информации можно продемонстрировать с помощью простого примера. Как было отмечено выше, 13 знак маркировки по стандарту EAN-13 позволяет проверить легальность продукции. Причем для этого вовсе необязательно использовать сканер. Достаточно провести несколько несложных вычислений:
- просуммировать цифры, которые расположены на четных позициях кода;
- умножить результат на 3;
- просуммировать цифры, которые расположены на нечетных позициях кода (кроме контрольной);
- сложить результаты двух последних действий;
- отбросить десятки;
- вычесть результат из 10;
- сравнить итог с контрольной цифрой (при совпадении товар является легальным).

Как определить страну производителя по штрих коду?
Информация о стране изготовления продукции размещается в первых 2-3 цифрах кода. Каждому государству или группе государств установлен определенный диапазон значений. Например, США и Канаде отведены комбинации с 00 до 13. Китай указывается страной изготовления с помощью цифр от 690 до 693. Россия обозначается комбинацией в диапазоне от 460 до 469.