Современные программы учета и контроля товаров построены на использовании штрихкодов. Рядовым покупателям они тоже заметно облегчают жизнь, ускоряя процесс обслуживания на кассовых компьютерах. В этой статье мы расскажем, как происходит разработка штрихкодов и кто может их присваивать.

Что такое штрихкод

Каждому товару присваивается свой уникальный штрихкод, который позволяет идентифицировать продукцию. Изначально он представляет собой набор цифр. Затем специальная программа переводит его из цифрового в графический вид. Стандартный штрихкод – это набор вертикальных штрихов, разделенных пробелами. Кодирование заключается в изменении местоположения и ширины штрихов и пробелов.

Закодированную в штриховом коде информацию можно считать с помощью светодиодного или лазерного сканера. Такие устройства могут быть стационарными (встроенными в кассовый аппарат) или портативными. Сканер при декодировании выполняет обратную операцию: считывает штрихкод и переводит его в буквенно-цифровые символы.

Для этого он фиксирует количество и дискретность света, который отразился от штрихкода. Полученный после декодирования набор символов программа учета сравнивает с базой данных кодов, которые хранятся в компьютере, находит, какой информации он соответствует, и в результате идентифицирует товар.

Считывание штрихкода

Считывание штрихкода в пункте розничной торговли

Виды штрихкодов

В штрихкоде можно кодировать самую разнообразную информацию: вес товара, срок его годности, цену, назначение, номер партии, изготовителя и многое другое. Для этого применяют разные языки, называемые «символиками». Например, Codobar, GS1-128, код 39, UPC, но наибольшее распространение в нашей стране получила система EAN (European Article Number). По сути, все символики отличаются друг от друга только комбинациями и размерами штрихов и пробелов.

Популярная в России система EAN визуально выглядит как набор вертикальных штрихов, разделенных пробелами, под которым нанесен набор цифр от 0 до 9. Эти цифры образуют уникальный и незначимый номер, с помощью которого идентифицируется товар.

Уникальность означает, что все участники цепочки, по которой передается товар от производителя до точки розничной торговли, при его идентификации будут ссылаться на один и тот же существующий в единственном экземпляре номер, а значит, смогут быстро и правильно понимать друг друга.

Незначимость кода говорит о том, что в него не включена информация о товаре. Он нужен только для того, чтобы получить доступ к нужной информации о продукте, которая хранится в базе данных. То есть код является не носителем, а только ключом доступа к информации.

Весь код состоит из 13 цифр и идентифицируется как EAN-13. Есть сокращенный вариант кода, состоящий из 8 цифр. Его используют для маркировки небольших товаров, он идентифицируется как EAN-8. Иногда в контексте с EAN-13 или EAN-8 называют еще один код – GTIN (Global Trade Item Number). Его используют, например, для маркировки товаров при оформлении прайс-листов. Код GTIN состоит из 14 цифр и получается простым добавлением нулей перед цифрами кодов EAN-13 или EAN-8. GTIN используют только потому, что такой формат (из 14 цифр) требуют некоторые компьютерные приложения.

Коды EAN могут быть локальными или международными. Локальные используют в пределах одной компании или предприятия. В этом случае первые три цифры будут в диапазоне 200–299. Использовать такие коды за пределами предприятия запрещается. Международные коды индивидуальны для разных государств, предприятий и товаров, но будут расшифрованы с помощью сканера в любой стране Европы.

Штрихкоды

Виды штрихкодов

Что зашифровано в штрихкоде

Информацию, которую можно получить из штрихкода, мы приведем на примере EAN-13. Набор из 13 цифр делится на несколько групп, каждая из которых имеет свое значение:

  1. Первые 3 цифры – это страна-производитель товара. Разным странам выделяют определенные диапазоны трехзначных чисел. Например, России – от 460 до 469, Германии – от 400 до 440, Китаю – от 690 до 695 и так далее. Иногда этими цифрами кодируется не страна-производитель, а государство-учредитель предприятия или страна, в которой зарегистрирована компания-изготовитель.
  2. Далее 6 цифр – это предприятие-изготовитель товара.
  3. Следующие 3 цифры – код товара.
Количество цифр для кодирования предприятия-изготовителя и товара может меняться. Так, предприятие-изготовитель может быть закодировано в наборе из 4–6 цифр, а товар – в наборе из 3–5 цифр. Все зависит от того, чему отдавать предпочтение: количеству предприятий или номенклатуре выпускаемых ими товаров. В первом случае больше цифр будет выделено для кодирования предприятий (такой подход практикуется в России), во втором – для кодирования товаров.

4. Последняя 13-я цифра – контрольная. С ее помощью можно проверить подлинность кода.

 Штрихкод

Пример расшифровки информации, заложенной в штрихкоде

В качестве примера ниже приведем алгоритм проверки подлинности штрихкода.

фото штрих

Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. Сложить цифры, расположенные на четных местах (они выделены голубым цветом):

6 + 0 + 0 + 0 + 1 + 9 = 16

  1. Полученный результат умножить на 3:

16 × 3 = 48

  1. Сложить цифры, расположенные на четных местах (они выделены желтым цветом):

4 + 0 + 7 + 2 + 8 + 8 = 29

  1. Сложить результаты, полученные в п. 2 и 3:

48 + 29 = 77

  1. Отбросить из полученной двузначной цифры десятки и оставить только единицы:

останется 7

  1. Вычесть полученный в п. 5 результат из 10:

10 – 7 = 3

Это проверочное число должно совпасть с последней в штрихкоде контрольной цифрой. Если этого не произошло, штрихкод поддельный, а товар изготовлен незаконно.

Что дает использование штрихкодов

Мы можем назвать 4 практических преимущества, которые дает использование штрихкодов:

  1. Они позволяют автоматизировать, а значит, ускорить все процессы: от приемки товаров до их реализации конечному потребителю.
  2. Штрихкоды упрощают, делают более точным и оперативным учет товара на складах или в торговых залах.
  3. Они минимизируют вероятность ошибок при получении любой информации о товаре из базы данных.
  4. Штрихкоды позволяют увеличить поток покупателей в пунктах розничной торговли за счет сокращения времени их обслуживания.

Кто присваивает штрихкоды товарам

Штрихкоды товарам может присваивать только уполномоченный международный орган регистрации. В настоящее время работает несколько таких организаций. Орган регистрации сотрудничает и наделяет определенными полномочиями пункты или агентства выдачи в разных странах. Как правило, они являются ассоциированными членами международного органа регистрации и чаще всего называются официальными регистраторами.

Какие документы понадобятся для получения штрихкода

Для получения штрихкода официальному регистратору в своей стране необходимо предоставить следующую информацию о товаре:

  • наименование, артикул и торговую марку;
  • описание с указанием особенностей;
  • нормативный документ, в соответствии с которым изготавливают товар (ГОСТ, ТУ);
  • описание упаковки с указанием ее вида и материала.

Помимо этого, понадобится предоставить данные о компании или индивидуальном предпринимателе, который является заявителем.

После получения пакета документов официальный регистратор обратится в международный орган регистрации, который выделит для товара штрихкод из числа свободных и внесет информацию об этом в единую базу данных. Получить такой же штрихкод никто другой уже не сможет.

Кто может получить штрихкод

Нанесение штрихкода на товар не является обязательным требованием. Поэтому получить его может не только производитель, но и компания-импортер или продавец товара на территории России.

Компания «Гарант Документация» является официальным регистратором в системе автоматической идентификации DiSAI (Diversificated System of Automatic Identification). Мы работаем оперативно и готовы выдать штрихкоды на любой товар в день обращения.