04.03.2023 11909
Современные программы учета и контроля товаров построены на использовании штрихкодов. Рядовым покупателям они тоже заметно облегчают жизнь, ускоряя процесс обслуживания на кассовых компьютерах. В этой статье мы расскажем, как происходит разработка штрихкодов и кто может их присваивать.
Наименование | Стоимость | Сроки оформления |
---|---|---|
Уникальный идентификационный номер стандарта EAN-13 | от 2 000 руб. | 1 рабочий день (1 час) |
Штрих-коды | от 2 000 руб. | 1 рабочий день (1 час) |
Международный префикс 793-799 | от 2 500 руб. | 1 рабочий день (1 час) |
Российский префикс 460-469 | от 2 000 руб. | 1 рабочий день (1 час) |
Каждому товару присваивается свой уникальный штрихкод, который позволяет идентифицировать продукцию. Изначально он представляет собой набор цифр. Затем специальная программа переводит его из цифрового в графический вид. Стандартный штрихкод – это набор вертикальных штрихов, разделенных пробелами. Кодирование заключается в изменении местоположения и ширины штрихов и пробелов.
Закодированную в штриховом коде информацию можно считать с помощью светодиодного или лазерного сканера. Такие устройства могут быть стационарными (встроенными в кассовый аппарат) или портативными. Сканер при декодировании выполняет обратную операцию: считывает штрихкод и переводит его в буквенно-цифровые символы.
Для этого он фиксирует количество и дискретность света, который отразился от штрихкода. Полученный после декодирования набор символов программа учета сравнивает с базой данных кодов, которые хранятся в компьютере, находит, какой информации он соответствует, и в результате идентифицирует товар.
Считывание штрихкода в пункте розничной торговли
В штрихкоде можно кодировать самую разнообразную информацию: вес товара, срок его годности, цену, назначение, номер партии, изготовителя и многое другое. Для этого применяют разные языки, называемые «символиками». Например, Codobar, GS1-128, код 39, UPC, но наибольшее распространение в нашей стране получила система EAN (European Article Number). По сути, все символики отличаются друг от друга только комбинациями и размерами штрихов и пробелов.
Популярная в России система EAN визуально выглядит как набор вертикальных штрихов, разделенных пробелами, под которым нанесен набор цифр от 0 до 9. Эти цифры образуют уникальный и незначимый номер, с помощью которого идентифицируется товар.
Уникальность означает, что все участники цепочки, по которой передается товар от производителя до точки розничной торговли, при его идентификации будут ссылаться на один и тот же существующий в единственном экземпляре номер, а значит, смогут быстро и правильно понимать друг друга.
Незначимость кода говорит о том, что в него не включена информация о товаре. Он нужен только для того, чтобы получить доступ к нужной информации о продукте, которая хранится в базе данных. То есть код является не носителем, а только ключом доступа к информации.
Весь код состоит из 13 цифр и идентифицируется как EAN-13. Есть сокращенный вариант кода, состоящий из 8 цифр. Его используют для маркировки небольших товаров, он идентифицируется как EAN-8. Иногда в контексте с EAN-13 или EAN-8 называют еще один код – GTIN (Global Trade Item Number). Его используют, например, для маркировки товаров при оформлении прайс-листов. Код GTIN состоит из 14 цифр и получается простым добавлением нулей перед цифрами кодов EAN-13 или EAN-8. GTIN используют только потому, что такой формат (из 14 цифр) требуют некоторые компьютерные приложения.
Коды EAN могут быть локальными или международными. Локальные используют в пределах одной компании или предприятия. В этом случае первые три цифры будут в диапазоне 200–299. Использовать такие коды за пределами предприятия запрещается. Международные коды индивидуальны для разных государств, предприятий и товаров, но будут расшифрованы с помощью сканера в любой стране Европы.
Виды штрихкодов
Информацию, которую можно получить из штрихкода, мы приведем на примере EAN-13. Набор из 13 цифр делится на несколько групп, каждая из которых имеет свое значение:
Количество цифр для кодирования предприятия-изготовителя и товара может меняться. Так, предприятие-изготовитель может быть закодировано в наборе из 4–6 цифр, а товар – в наборе из 3–5 цифр. Все зависит от того, чему отдавать предпочтение: количеству предприятий или номенклатуре выпускаемых ими товаров. В первом случае больше цифр будет выделено для кодирования предприятий (такой подход практикуется в России), во втором – для кодирования товаров.
4. Последняя 13-я цифра – контрольная. С ее помощью можно проверить подлинность кода.
Пример расшифровки информации, заложенной в штрихкоде
В качестве примера ниже приведем алгоритм проверки подлинности штрихкода.
Для этого нужно выполнить следующие действия:
6 + 0 + 0 + 0 + 1 + 9 = 16
16 × 3 = 48
4 + 0 + 7 + 2 + 8 + 8 = 29
48 + 29 = 77
останется 7
10 – 7 = 3
Это проверочное число должно совпасть с последней в штрихкоде контрольной цифрой. Если этого не произошло, штрихкод поддельный, а товар изготовлен незаконно.
Мы можем назвать 4 практических преимущества, которые дает использование штрихкодов:
Штрихкоды товарам может присваивать только уполномоченный международный орган регистрации. В настоящее время работает несколько таких организаций. Орган регистрации сотрудничает и наделяет определенными полномочиями пункты или агентства выдачи в разных странах. Как правило, они являются ассоциированными членами международного органа регистрации и чаще всего называются официальными регистраторами.
Для получения штрихкода официальному регистратору в своей стране необходимо предоставить следующую информацию о товаре:
Помимо этого, понадобится предоставить данные о компании или индивидуальном предпринимателе, который является заявителем.
После получения пакета документов официальный регистратор обратится в международный орган регистрации, который выделит для товара штрихкод из числа свободных и внесет информацию об этом в единую базу данных. Получить такой же штрихкод никто другой уже не сможет.
Нанесение штрихкода на товар не является обязательным требованием. Поэтому получить его может не только производитель, но и компания-импортер или продавец товара на территории России.
Компания «Гарант Документация» является официальным регистратором в системе автоматической идентификации DiSAI (Diversificated System of Automatic Identification). Мы работаем оперативно и готовы выдать штрихкоды на любой товар в день обращения.
04.03.2023 11909
11.10.2021 2329
01.04.2021 7612
Не хочется хвастаться, но многие лидеры рынка обращаются к нам, чтобы оформить у нас документы
4.9
Средняя оценка нашей работы основана на более чем 170+ отзывах. Скорее всего, вы тоже будете довольны.
На консультации:
Выслушаем и вникнем в суть вашей ситуации, расскажем, как будем действовать по шагам, сориентируем вас по срокам и стоимости решения задачи, объясним какие гарантии вы получите при работе с нами
Елена Лаврухина
Ведущий эксперт опыт более 10 лет