22 апреля 2025 1312
Постановлением Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р был введен перечень из 10 наименований товаров, которые подлежат обязательной маркировке с 2019 года.
С 1 марта обязательная маркировка вводится в отношении табачных изделий. С 1 июля маркировать необходимо все виды обуви. С 1 декабря требования к маркировке вводятся для:
Маркировка товаров – уже не новая процедура для российского рынка. Многие продавцы уже приступили к маркированию продукции на добровольной основе. Это касается, например, табачных изделий, обуви и лекарственных препаратов, которые планируется перевести на обязательную маркировку с 2020 года.
Уже с лета 2019 года маркировка обуви станет обязательной
Внедрение маркировки в России началось в 2016 году, когда вступил в силу закон об обязательной маркировке меховых изделий. По сути новое законодательство является продолжением существующей практики: еще с 2009 требования к обязательной маркировке коснулись товаров, подлежащих обязательной сертификации, а также появились акцизные марки, наносимые на подакцизную продукцию. Но существующие до сегодняшнего дня средства контроля показали свою несостоятельность из-за того, что их слишком легко подделать. Вводимая сегодня потоварная маркировка позволяет отследить движение каждой единицы продукции, начиная с ее выпуска и заканчивая реализацией конечному потребителю.
Данная мера необходима, так как российский рынок характеризуется высокой долей контрафактной и фальсифицированной продукции, как произведенной внутри страны, так и импортной. С помощью маркировки планируется остановить незаконный ввоз, производство и оборот контрафакта, вытеснить его из логистической цепи, повысить собираемость налогов и пошлин. Проект поддерживают крупные производители, по данным, полученным за несколько лет экспериментов, становится очевидно, что он получает положительный отклик и со стороны покупателей.
Несмотря на издержки, связанные с получением кодов, предполагается, что товары, подлежащие маркировке, не только не подорожают, но и могут упасть в стоимости как минимум на 10 % для конечных потребителей. Система отслеживания позволит вытеснить контрафакт и подделки, благодаря чему возрастет доля легальных производителей на рынке и увеличатся объемы производства.
Маркировка продукции – это нанесение уникального кода (официальное название – контрольного идентификационного знака, КиЗ), позволяющего как контролирующим органам, так и конечным потребителям получить полную информацию о товаре.
Код включает:
Коды всегда уникальны и используются однократно, после вывода товара из оборота код подлежит уничтожению. Код создается по системе DataMatrix и представляет информацию в унифицированном формате, зашифрованную в виде последовательности символов. Его формирование осуществляется с использованием современных криптографических технологий, что полностью исключает возможность подделки или дублирования.
Покупатели могут проверить легальность продукции через сканер QR-кодов или с помощью приложения «Проверка товаров», которое может применяться для мобильных устройств на базе Android и iOS.
Маркировка позволит снизить долю контрафактной и поддельной продукции на рынке
Для получения уникальных кодов как производители, так и поставщики должны быть подключены к единой системе мониторинга. Для разных видов продукции сегодня используются разные системы. Для товаров из нового перечня, маркировка которых будет обязательной с 2019 года, будет использоваться система Центра развития перспективных технологий, которая сегодня применяется для добровольной маркировки табачной продукции.
Регистрация в системе является бесплатной, но необходимо наличие усиленной квалифицированной электронной подписи. Получение кодов является платной процедурой. После регистрации производитель вводит описание товара и запрашивает необходимое количество кодов. Коды генерируются системой и передаются производителю, который наносит их на товар или упаковку. В систему отправляются сведения о подготовке продукции к выпуску в оборот.
После реализации товара поставщикам в систему поступает информация о смене собственника. При каждой перепродаже товара производится сверка кодов с данными первичных документов. В момент продажи товара конечному покупателю в систему поступает информация о реализации через онлайн-кассу и ОФД, после чего код выводится из оборота и уничтожается.
Участники рынка несут как административную, так и уголовную ответственность за несоблюдение требований об обязательной маркировке. Производство немаркированной продукции грозит штрафом для ИП в размере от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией всей немаркированной продукции (ст. 15.12 КоАП РФ).
Штрафы предусмотрены также за продажу, хранение, перевозку, приобретение немаркированной продукции в целях сбыта.
Наибольшие размеры штрафов предусмотрены за оборот алкоголя и табачных изделий без маркировки: от 10 000 до 15 000 рублей для ИП, для юрлиц – от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией товара.
Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и оборот немаркированных товаров наступает в соответствии со ст. 171.1 УК РФ в том случае, если стоимость продукции превысит крупный и особо крупный размер (для алкогольной продукции и табачных изделий, например, крупной признается стоимость от 100 000 рублей): нарушителям грозит штраф или лишение свободы на срок до трех лет.
22 апреля 2025 1312
16 апреля 2024 2070
Не хочется хвастаться, но многие лидеры рынка обращаются к нам, чтобы оформить у нас документы
4.9
Средняя оценка нашей работы основана на более чем 170+ отзывах. Скорее всего, вы тоже будете довольны.
Тысячи
Выполненных работ
Городов
России и ЕАЭС
Тысяч
Клиентов
Услуга
В одном месте
На консультации:
Выслушаем и вникнем в суть вашей ситуации, расскажем, как будем действовать по шагам, сориентируем вас по срокам и стоимости решения задачи, объясним какие гарантии вы получите при работе с нами
Елена Лаврухина
Ведущий эксперт опыт более 10 лет