Торговая марка служит средством продвижения товаров на рынке. Во многих случаях именно она склоняет потребителя к покупке той или иной продукции. Стоимость некоторых известных брендов сейчас исчисляется миллиардами долларов (например, Coca-Cola или Microsoft). Чтобы использование торговой марки приносило максимальную прибыль, свое право собственности на нее нужно защищать. Для этого ее необходимо зарегистрировать.

Что такое Мадридская система регистрации торговых марок

Мадридская система регистрации торговых марок получила такое название, потому что действует на основании соглашения, заключенного в Мадриде в 1891 году. В нем были изложены единые принципы регистрации и защиты интеллектуальной собственности.

Изначально соглашение подписали только 5 стран: Франция, Бельгия, Швейцария, Испания и Тунис. Затем его несколько раз пересматривали и дополняли: в 1911, 1925, 1934, 1957, 1967 и 1979 годах. Количество стран-подписантов постепенно увеличивалось, а в 1989 году вышел Мадридский протокол. Он снял ряд разногласий, и сегодня количество участников Мадридской системы превышает 106 членов, которые представляют 122 страны. Административное управление системой выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Ее Международное бюро находится в Женеве (Швейцария).

Существование системы предельно упростило вопрос защиты прав на интеллектуальную собственность одновременно во многих странах. При этом нужно отметить, что Мадридское соглашение и Мадридский протокол не дополняют друг друга, а являются отдельными документами, регулирующими порядок регистрации торговых марок и взаимоотношения участников системы.

Мадридский протокол более лоялен. Например, согласно этому документу для подачи заявки на международную регистрацию торговой марки достаточно подтвердить факт подачи заявки в национальный орган регистрации. Мадридское соглашение требует, чтобы торговая марка была зарегистрирована национальным органом регистрации. Только после этого можно подавать заявку на международную регистрацию.

Есть и другие расхождения, которые привели к тому, что Мадридский протокол подписало большее количество стран, чем Мадридское соглашение. Эту особенность нужно учитывать перед подачей заявки и выбором стран, в которых вы намерены защищать свою интеллектуальную собственность.

Зачем нужна международная регистрация торговых марок

Если продукция предназначена исключительно для отечественного рынка, то достаточно регистрации товарного знака в национальном органе. Но если география бизнеса расширится и изготавливаемые изделия будут поставляться в другие страны, ситуация осложнится. Защищать свою интеллектуальную собственность нужно и в других государствах.

Если речь идет о двух-трех странах, то можно подготовить и подать отдельный пакет документов в национальный орган регистрации каждой из них. Эта задача вполне решаемая, но есть две сложности: во-первых, документы нужно будет перевести на несколько языков, во-вторых, сроки их рассмотрения в разных странах заметно отличаются (например, в Германии – до 3 лет).

Международная регистрация торговых марок по Мадридской системе удобна, когда стоит задача выхода на рынки сразу нескольких стран. При этом сроки рассмотрения заявок унифицированы: в странах, подписавших Мадридское соглашение, – 12 месяцев, а в государствах, подписавших Мадридский протокол, – до 1,5 года.

Флаги стран мира

Международная регистрация торговой марки – удобный инструмент для расширения географии бизнеса

Оформите заявку на консультацию

Укажите ваше имя

Укажите ваш телефон

Какой у вас вопрос?

Я согласен на обработку персональных данных

Какие преимущества дает регистрация торговой марки по Мадридской системе

Мы можем выделить основные преимущества использования Мадридской системы для регистрации торговой марки:

  • При использовании Мадридской системы отпадает необходимость подачи заявок в национальные органы регистрации нескольких стран. В заявке достаточно указать перечень государств, в которых предполагается защищать интеллектуальную собственность.
  • Заявку на международную регистрацию нужно подавать в национальный орган регистрации, а значит, услугами иностранных патентных поверенных пользоваться не понадобится. Это снижает затраты на регистрацию.
  • Срок проведения экспертизы поданных документов Международным бюро ВОИС не зависит от количества стран, указанных в заявке, и составляет 12 месяцев (для стран, подписавших Мадридское соглашение) или 18 месяцев (для стран, подписавших Мадридский протокол).
  • Перечень стран, на территории которых будет действовать право интеллектуальной собственности на торговую марку, в дальнейшем можно расширить. Для этого понадобится подать ходатайство в Международное бюро ВОИС.
Сертификат о международной регистрации торговой марки

Так выглядит сертификат о международной регистрации торговой марки

Каков срок действия международной регистрации торговой марки

Срок действия международной регистрации торговой марки – 10 лет. После этого его можно продлевать на такой же период неограниченное число раз. За 6 месяцев до окончания срока действия регистрации ВОИС направляет владельцу торговой марки уведомление, в котором указана точная дата окончания действия регистрации. Чтобы ее продлить, нужно уплатить пошлину и направить в ВОИС заявку.

Особенности оформления заявки на регистрацию торговой марки по Мадридской системе

Заявку нужно оформлять на одном из трех языков: английском, испанском или французском. Для нее необходимо собрать пакет документов, который будет включать:

  • Сведения о заявителе.
  • Изображение торговой марки.
  • Подробное описание торговой марки.
  • Перечень кодов товаров или услуг, на которые будет распространяться торговая марка, согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Сейчас все существующие товары и услуги разделены на 45 классов (34 класса – для товаров, 11 классов – для услуг).
  • Список государств, в которых необходима регистрация торговой марки.

Также будет необходимо уплатить ряд пошлин.

Из всего описанного выше становится понятно, что в процедуре международной регистрации торговой марки есть свои особенности и сложности, поэтому лучшее решение – довериться в этом вопросе профессионалам. Компания «Гарант Документация» имеет необходимый опыт и готова в кратчайшие сроки выполнить все необходимые действия для ее успешного прохождения.


Аватар автора

Ларионов Юрий

Специалист в области интеллектуальной собственности

Автор статьи