Паспорт безопасности представляет собой документ, содержащий информацию о защите объекта от вероятной угрозы проведения террористического акта или возникновения чрезвычайной ситуации. Необходимость и правила его оформления установлены комплексом нормативных документов.
Базовым из них является № 35-ФЗ (датируется 06.03.2006). Федеральный закон дополняет несколько десятков Постановлений Правительства РФ, первым из которых стало №272 (принято 25.2015 года).
Изначально требования по составлению паспорта безопасности касались исключительно так называемых ММПЛ или мест массового пребывания людей (от 50 человек). Постепенно они были расширены на объекты, которые требуют охраны, а также на критически важные объекты инфраструктуры.
Термин «паспорт безопасности» (паспорт АТЗ, ПАТЗ) появился в отечественном законодательстве в 2015 году. Он означает документ, подтверждающий выполнение установленных требований в части защищенности объектов от террористической угрозы. Ответственность за наличие ПАТЗ возлагается на владельца или организацию, которая занимается эксплуатацией объекта.
Обязательным требованием грамотного оформления документа становится привлечение официальных представителей органов безопасности и правопорядка, а также местных властей, причем как на стадии установления существующих рисков (категорирование объекта), так и на этапе согласования документа.
Без выполнения второго условия паспорт АТЗ не имеет юридической силы. В большинстве случаев необходимо привлекать для участия в его разработке и согласовании сотрудников правоохранительных органов.
Характерной особенностью законодательства РФ в плане противодействия терроризму является регулярное внесение изменений в существующие нормативные документы, а также принятие новых. Именно поэтому ответ на вопрос о том, требуется ли разработка ПАТЗ, становится одним из самых сложных.
Необходимость оформления документа возникает для нескольких категорий объектов, включая:
Общим признаком для всех подобных объектов выступает высокий риск серьезного вреда при террористической атаке или возникновении чрезвычайной ситуации. Он может быть выражен как в большом числе пострадавших, так и крупном материальном ущербе. Принято выделять несколько категорий объектов, использование которых требует оформления ПАТЗ
Их список регламентируется ПП № 928-р (датируется 15.05.2017) и включает:
Список постоянно пополняется, что делает особенно актуальным необходимость отслеживания изменений, происходящих с отечественным законодательством.
Включают предприятия, занимающиеся добычей, транспортировкой и переработкой источников энергии (нефть, газ, сланцы, уголь и т.д.) и продуктов из них, а также тепло- и энергоснабжением. Основным нормативным актом, регламентирующим порядок оформления паспорта ТЭК, выступает ПП № 460 (датируется 05.05.2012).
Находятся в ведомственном подчинении органов власти разного уровня и классифицируются как ММПЛ. Порядок разработки необходимой документации установлен Приказом МЧС № 484 (датируется 25.10.2004), а также Указом Президента № 868 (датируется 11.07.2004). Главной особенностью документа выступает необходимость разработки систем оповещения и защиты территории, ответственность за которую возлагается на региональные и местные властные органы.
Процедура оформления ПАТЗ определена ПП № 202 (датируется 06.03.2015). К объектам спорта относятся:
Особенностью ПАТЗ для подобных объектов выступает категорирование не на 3, а на 4 категории по уровню риска. В последнюю включены плоскостные сооружения с одновременным количеством посетителей в пределах 30.
К стратегически важным инфраструктурным объектам относятся здания и сооружения жилищно-коммунального комплекса, которые предназначены для водоподготовки, водоснабжения и водоотведения. Необходимость эффективной защиты от террористической угрозы объясняется высоким риском чрезвычайной ситуации при выходе их из строя, вплоть до экологической катастрофы. Порядок разработки паспорта АТЗ определен ПП № 1467 (датируется 23.12.2016).
Процедура оформления ПАТЗ установлена ПП № 8 (датируется 13.10.2017). В число объектов системы здравоохранения входят:
Объекты делятся на 4 категории по двум параметрам: числу пострадавших и величине экономического ущерба. В 4-ю категорию входят постройки с числом посетителей менее 50 человек и возможным ущербом в пределах 30 млн. рублей.
Основной регламентирующий документа - ПП № 176 (датируется 11.02.2017). К культурно-развлекательным объектам относятся:
Категорирование осуществляется по стандартным критериям и предусматривает разделение объектов на 3 категории по степени опасности. Чем выше категория, тем более высокие требования предъявляются к объекту в плане защищенности от террористической угрозы.
Основным нормативным документом, который определяет требования к паспорту безопасности ведомственных объектов, выступает ПП № 1421 (датируется 07.11.2019). Его положения распространяются на следующие сооружения и здания:
Требования к объектам, подведомственным Министерству просвещения, установлены ПП №1006 (датируется 02.08.2019). Они действуют в отношении следующих учреждений сферы образования:
К ОПО относятся объекты, деятельность которых связана с производством, хранением, переработкой пожароопасных, взрывоопасных, а также опасных химических и биологических веществ и материалов. В отношении подобных зданий и сооружений действует сразу несколько нормативных документов, регламентирующих процедуру разработки паспорта безопасности, включая:
Эксплуатация ОПО требует соблюдения повышенных мер безопасности. Поэтому сопровождается жестким контролем со стороны Ростехнадзора и других государственных органов.
Базовым нормативным актом в области АТЗ выступает ПП № 447 (датируется 14.04.2017). Его положения действуют в отношении:
Уровень требуемой защищенности определяется по базовому критерию – количеству пострадавших. Объекты делятся на 4 категории. В дополнительную четвертую входят те, где число одновременно пребывающих на их территории менее 50 человек.
Одна из самых многочисленных групп объектов. Порядок разработки ПАТЗ определяется ПП № 1273 (датируется 19.10.2017). Положения документа действуют в отношении:
Минимально возможная – 3-я категория – присваивается объекту с количеством посетителей от 50 человек. Это означает, что его эксплуатация возможна только при наличии ПАТЗ.
Термин обозначает любые постройки или огороженные территории/площадки, на которых возможно одновременное пребывание 50 или более человек. Порядок и уровень требований в части антитеррористической защищенности ММПЛ определяется ПП № 272 (датируется 25.03.2015). ММПЛ разделяются на 3 категории, для чего используется базовый критерий оценки – количество возможных пострадавших.
Уровень требований в части антитеррористической защищенности зависит от категории вероятного риска. Ее определением занимается специальная комиссия, которая формируется из представителей:
Изначально при категорировании учитывался всего один критерий – число прогнозируемых пострадавших:
Позднее в качестве дополняющих критериев для ряда объектов было введено еще несколько, включая:
Необходимость использования критериев видом объекта с точки зрения разработки ПАТЗ. Для некоторых зданий и сооружений была введена еще одна категория опасности – четвертая.
Требования к содержательной части и грамотности оформления паспорта АТЗ регламентируются как базовым Федеральным законом, так и многочисленными ПП РФ, дополняющими его. Если рассматривать общий случай, в состав документа входят несколько разделов:
Оформление антитеррористического паспорта обычно происходит одним из двух способов
Первый – самостоятельная разработка документа. В этом случае владельцу или эксплуатирующей организации удается сэкономить, но нет никаких гарантий, что задача будет решена в срок, включая получение многочисленных согласований.
Второй способ – привлечение к делу профессионалов. Такой подход гарантирует оперативность и грамотное оформления паспорта безопасности в точном соответствии с требованиями законодательства. Проблем с получением согласований в подобной ситуации не возникает, как с проверками со стороны контролирующих органов.
Для значительной части объектов, в отношении которых разрабатывается ПАТЗ, срок действия варьируется от 3 до 5 лет. В отношении некоторых зданий и сооружений требуется ежегодная корректировки документа, подтверждающая выполнение требований законодательства в части АТЗ. Причинами ее проведения выступают изменения сферы деятельности, введение в действие новой нормативной документации и другие подобные события.
Каждый три года и по окончании срока действия паспорта безопасности проводится его актуализация. Она представляет собой проверку содержащейся в документе информации на соответствие актуальным требованиям законодательства и фактическому виду деятельности предприятия. В рамках актуализации или разработки нового документа требуется повторно получить все предусмотренные нормативной базой согласования.
Эксплуатация объекта без надлежащим образом оформленного и согласованного паспорта безопасности является серьезным административным правонарушением. Величина возможных штрафных санкций определяется статусом нарушителя:
Самостоятельное оформление паспорта безопасности – непростая задача. Она дополнительно усложняется множеством регламентирующих документов, которые к тому же постоянно корректируются и дополняются. Поэтому проще и правильнее всего обратиться к специалистам.
Всероссийский центр сертификации «Гарант» имеет большой опыт успешного оформления и согласования паспортов безопасности на объекты разного функционального назначения и ведомственной принадлежности. Готовы продемонстрировать профессионализм наших сотрудников на деле.
Для расчета паспорта могут потребоваться следующие документы:
Основными нормативными документами являются постановления и распоряжения правительства, а также ведомственные акты и рекомендации компетентных органов, таких как ФСБ и МВД.
В целях обеспечения безопасности граждан предусмотрена обязанность руководителей организаций принимать меры к антитеррористической защищенности объектов (территорий), препятствующие совершению террористического акта. Правительством Российской Федерации утверждаются требования антитеррористической защищенности конкретных объектов (территорий) и являются обязательными для исполнения руководителями организаций и ведомств.