Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон о правилах автоперевозки опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов. Согласно этому документу, если масса транспортного средства с грузом или без него, а также нагрузка на ось более чем на 2% превышают допустимые нормы, то в таком случае для движения по автодорогам потребуется наличие специального разрешения. Его можно получить через уполномоченные подведомственные организации федеральных и региональных властей, а также органов местного самоуправления
Также закон предусматривает возможность установления постоянных маршрутов для тяжеловесных или крупногабаритных грузовиков. Взимание платы за согласование маршрута не допускается. Если же нагрузка на ось или группу осей превышает допустимую в диапазоне 2-10%, специальное разрешение на движение по установленным маршрутам, в том числе в электронной форме, будет выдаваться в упрощенном порядке.
В первую очередь принятый нормативный акт призван снизить износ сети российских автодорог, наносимый тяжеловесными транспортными средствами. Пока же примерно треть рейсов выполняется перевозчиками с превышением допустимой массы автомобиля. Росавтодор сообщает, что в настоящий момент перегруз может составлять до 45%. Перевес наносит ежегодный ущерб дорожной сети примерно в 2,6 трлн руб.
Помимо заботы о сохранности дорог, в законе заключена потенциальная способность отрегулировать стагнирующий рынок автоперевозок. В плане грузоподъемности, современные грузовики имеют большой запас прочности, в результате грузоотправители часто пользуются этим, нагружая один грузовик сверх меры вместо того, чтобы поделить груз на два автомобиля и заплатить двум перевозчикам. При этом дорожному покрытию наносится значительный ущерб, а второй перевозчик остается без работы. Учитывая, что 90% перевозчиков работают в сфере малого бизнеса, ужесточение ответственности грузовладельца за подобные нарушения принесет рынку значительную пользу.