Необходимость внедрения ХАССП диктуется нормативными документами многих стран. В России это Технический регламент Таможенного союза, который определяет вопросы безопасности пищевых продуктов. Документ под названием ТР ТС 021/2011 действует уже не первый год, и регламентирует разработку и внедрение системы HACCP только для изготовителей пищевой продукции (причем сертификация данной системы добровольна).
Помимо непосредственных изготовителей есть еще много компаний, участвующих в реализации пищевых продуктов – они занимаются перевозкой, хранением, продажей, и т.д. Такие компании могут участвовать в ряде процессов, описанных и используемых в конкретной реализации системы менеджмента рисков у разных предприятий-изготовителей, но при этом для них самих нет строгой необходимости в таком внедрении, т.е. это обязанность самого производителя. В любом случае, изготовление любого пищевого продукта является достаточно длинной цепочкой, от поставщика сырья до магазина. В плане ХАССП от производителя данного пищевого продукта и будут указаны все до единого его контрагенты, и если какая-то критическая точка будет находиться уже не на стороне самого производителя, то и сторонней компании придется участвовать в процедурах по контролю и минимизации рисков. Данный подход является достаточно стандартной мировой практикой.
С другой стороны, полноценные системы ХАССП очень нужны, и позволяют действительно заметно снизить риски, и не только изготовителям. Подобные системы с успехом у себя могут внедрять производители сырья для пищевых продуктов (агропромышленная отрасль), предприятия общественного питания, торговые супермаркеты, перевозчики, производители дезинфицирующих средств, и т.д.
Если некий поставщик сырья просто фигурирует в ряде наборов документации по ХАССП, причем далеко не у одного производителя, то это нужно производителям. А вот если у него будет своя рабочая система контроля рисков, с мониторингом, полным документированием техпроцессов, и даже сертификацией, то и ценность такого поставщика намного вырастет в глазах его клиентов, и новые рынки для сбыта легко ему откроются, не говоря уже о достигнутом позитивном экономическом эффекте на производстве. То же самое можно сказать и о логистике – далеко не каждый перевозчик может гарантировать сохранность пищевых продуктов техническими средствами.