По итогам реформ в сфере хозяйства, которые проводились в последние 10-15 лет, в России изменился подход к управлению многими отраслями, в том числе и сферой общественного питания. Теперь владельцем организации общепита может выступать, как государство, так и частное лицо. Такая организация может работать в самых различных организационных и правовых формах. При этом необходимо четко понимать, что предприниматель в сфере общепита оказывает такие же услуги в целях получения прибыли, как и в других областях бизнеса, но при этом к его деятельности предъявляется ряд особых императивных условий, и в частности, прописанных в ГОСТе Р.
Предприятия общественного питания можно классифицировать по нескольким основаниям. И в зависимости от вида предприятия общепита, его деятельность регулируется на различных нормах. Вот почему так важно правильно относить предприятие общепита к тому или иному типу. Под типом организации общепита принято подразумевать вид заведения, которому характерны какие-либо особые черты и параметры, разрешаемый и запрещенный ассортимент реализуемой продукции, перечень оказываемых сопутствующих услуг, ряд отличительных признаков.
В соответствии с ГОСТ Р, регулирующим классификацию организаций общественного питания, в обязательном порядке учитываются следующие признаки и характеристики:
Кроме того, предприятия общепита (ресторанного и барного типа) также подразделяются на классы. Их классификация производится по следующим типам:
Нужно заметить, что такие заведения общепита, как кафе, столовые, закусочные и кофейни на классы не классифицируются. Кроме вышеперечисленных оснований, классификация предприятий общепита также выполняется по контингенту, по принадлежности организации к какому-либо ведомству или организационно-правовой форме.